Сегодня Центробанк и правительство России должны рассказать президенту о мерах по борьбе со спекуляциями на валютном рынке. Такое поручение дал лично глава государства. Итоги доклада станут известны совсем скоро.
Ну а пока вспомним, как развивались события.
Падение рубля усилилось в ноябре, когда Центральный банк отказался от валютного коридора. Национальная валюта отправилась в свободное плавание, то есть его курс должен был формироваться сугубо рыночными факторами. Но за дело взялись спекулянты.
Давление на российскую валюту нарастало изо дня в день, а спекулятивная игра подогревалась сразу по нескольким направлениям:это и падение цен на нефть, и западные санкции, и необходимость на их фоне проводить выплаты по внешнему долгу, пик которых как раз пришелся на осень. В итоге Центральный банк вынужден был пойти на повышение ставки.
Пыл спекулянтов это, правда, не охладило. Наоборот, они продолжили свою игру с удвоенной энергией. Спонтанные интервенции Банка России также не возымели действия. Тем временем доллар уже стоил 47 руб. Эксперты высказывали мнение о недооцененности рубля, поддерживая действия ЦБ. Большинство специалистов были уверены, что рубль стабилизируется вблизи этих отметок. Возможно, так и должно было бы случиться, если бы не нефть. В конце ноября ее котировки рухнули еще на $10, опустившись до $60 за баррель. Рубль не заставил себя долго ждать и обвалился к доллару уже до 55 руб. Центральный банк продолжал тратить валютные резервы, продавая валюту в рынок, но остановить девальвацию не получалось. Принимаемых мер явно было недостаточно. Казалось, что против рубля играют все.
В понедельник 15 декабря и вовсе наступила настоящая паника: рубль рухнул сразу на 10%, вписав этот день в историю как черный понедельник.
В ночь на вторник ЦБ пошел на беспрецедентные меры: ключевая ставка была повышена сразу на 6,5% до 17%.
Это окончательно выбило участников рынка из колеи, волатильность зашкаливала, курс доллара и евро менялся на несколько рублей в минуту. Сначала он укреплялся на 10%, а затем падал на 20%.
«Евро по 100, доллар по 90» — такими заголовками пестрила вся российская пресса. Отступать было некуда, на срочном совещании правительства совместно с Центральным банком был разработан целый комплекс мер по стабилизации ситуации. В основном они были направлены на обеспечение баланса спроса и предложения валюты через увеличение предоставления валютной ликвидности. Минфин тем временем начал продавать валюту. Позднее президент поручил Центробанку проработать с экспортерами вопрос продажи валютной выручки. А в сотню крупнейших банков были направлены наблюдатели из ЦБ.
Результат не заставил себя долго ждать. Рубль перешел в наступление и всего за несколько сессий отыграл ни много ни мало — почти 35%. Но и на этом регулятор не остановился. 24 декабря российский Центробанк ввел новый инструмент: рефинансирование кредитов банков крупным компаниям-экспортерам в евро и долларах на срок до года по ставке на 0,75 процентного пункта выше LIBOR. Банкиры назвали этот инструмент полезным. Он частично заменит компаниям закрытое санкциями западное рефинансирование и окажет поддержку рублю, считают эксперты.
Читать на сайте Вести Экономика
Лавров обвинил Запад в нанесении ущерба экономике России
Запад публично заявляет, что нацеленность санкций направлена на нанесение неприемлемого ущерба российской экономике. Об этом заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров. «Относительно политической составляющей этих санкций скажу, что до сих пор, когда принимались меры принудительного характера, прежде всего, по линии Совбеза ООН, поскольку все остальное нелегитимно, наши западные партнеры были в первых рядах тех, кто призывали нацеливать санкции конкретно на руководителей не выполняющих решения ООН государств и делать все, чтобы избегать какого-либо негативного побочного эффекта на население», — сказал Лавров в интервью газете «Коммерсантъ».
Читать далее
Читать на сайте Вести Экономики
Источник новостей: Рамблер